Проект в подготовительной группе (краткосрочный)
на тему «Вода – основа жизни. Путешествие воды в природе»
Провела воспитатель: Тюлепергенова Г.А.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить знания детей о значении воды для растений и животных, о том, что вода является основой жизни. Развивать логическое мышление. Расширять знания детей о пользе воды и дождя.
Воспитательные: воспитывать желание экспериментировать. Прививать любовь к родной природе.
Обучающие: дать детям представление о разнообразии водоёмов: (лужи, ручьи, реки, пруды, озёра, моря, океаны).
Уточнить знания детей о трёх состояниях воды (твёрдое, жидкое, газообразное). Учить проводить простейшие опыты и делать выводы.
Материалы для опытов: Стаканчики, блюдца, сахар, конфеты, гуашь, поролоновая губка, соль.
Ход занятия:
- Ребята, скажите, что такое вода? Для чего нам нужна вода?
Без воды не может жить самое маленькое насекомое, не может расти самая маленькая травка.
Если руки наши в ваксе
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без… воды.
Воспитатель:
А сейчас я вам загадаю загадку:
Бегу я, как по лесенке
По камушкам звеня
Издалека по песенке
Узнаете меня (ручеёк).
- Откуда же взялся ручеёк? (растаял снег, выпал дождь на землю). Из маленьких луж получился ручеёк или много снега растаяло, и из талой воды получился ручеёк.
- Ручейки, соединяясь между собой, образуют исток реки. А в реку впадают и другие реки. Это её притоки. В реку постоянно поступает вода. Откуда? (летом идут сильные дожди, весной – от таяния снега).
- После реки нам надо увидеть озеро. Что это такое? Озеро – это стоячая вода. Озеро – это такие углубления на земле, которые заполнены водой. Откуда же вода поступает в озеро? Какие озёра вы знаете? (озеро Байкал). Озеро по-другому называется прудом.
А сейчас скажите, чем озеро отличается от реки?
- Посмотрите, пожалуйста, на глобус. Видите сколько здесь морей? Какая вода в этих морях? (солёная). Море – это часть океана. Вот сколько воды на нашей земле. Ребята, говорят, что вода – основа жизни. Почему?
- Воду пьют все на свете, растения и животные. Без неё не может жить ни одно живое существо.
Вот почему говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Для некоторых животных, для рыб, вода – единственное место обитания. Почему? Без воды не могут жить растения. Почему? Вода доставляет из земли питательные вещества. С помощью воды набухают и прорастают семена, растения растут, наливаются плоды. Вот какая она вода!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам загадаю еще загадки, а вы попробуйте их отгадать.
1. Что в руках не удержишь, в решете не унесёшь? (вода)
2. Меня ждут-не дождутся, а как завидят – разбегутся (дождь)
3. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча)
4. Его просят, его ждут. А как придёт – прятаться начнут (дождь)
5. На дворе переполох – с неба сыплется горох (град)
Игра «Хорошо - плохо»
Сейчас мы с вами сыграем еще в одну игру. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать:
1.Что хорошего в горячей воде? (дети рассказывают)
2. А чем плоха горячая вода? (можно обжечься, лопнет стакан)
Правильно, молодцы.
А сейчас мы с вами будем проводить интересные опыты:
Опыт № 1.
В два стакана налить воды и поставить перед детьми. Затем взять лист белой бумаги и приставить к стакану. Что мы видим? Через стакан мы видим лист. Затем в другой стакан мы добавим гуашь и приставим еще один лист. Что произошло? Листа не видно. Какой можно сделать вывод? Что вода у нас прозрачная. В прозрачной воде можно увидеть все.
Опыт № 2.
На стол перед детьми ставятся три стакана. В двух стаканах чистая вода, а в третьем стакане с гуашью. Дети бросают камешки в стаканы с прозрачной водой. ( Что мы видим?) камешки утонули, но их видно. Затем в третий стакан с гуашью бросают камешки. ( Что мы видим?) Камешки утонули и их не видно. Какой вывод можно сделать? В прозрачной воде все видно.
Опыт № 3.
На столе стоят три стакана с водой. В один стакан мы добавим сахар, а в другой соль. Какая стала вода в стаканах? ( Соленая и сладкая) Третий стакан остался с чистой водой. Какая вода вам понравилась больше? ( Дети отвечали, что простая вода)
Опыт № 4.
На столе два блюдца. В одно блюдце башенкой сложили 5 кусочков сахара. Затем постепенно налили окрашенную воду в блюдце. Что произошло? Сахар стал окрашиваться и постепенно растаял.
Вывод: вода не только может окрашиваться, но и растворять.
Опыт № 5.
В блюдце кругом разложили круглые конфеты разноцветного цвета. Добавили теплую воду и стали наблюдать. Постепенно конфеты таяли, и с них стекала вода разноцветного цвета. Эти цвета сливались в серединке тарелочки, тем самым вызывая у детей восторг и удивление. В результате у нас получилась разноцветная радуга в тарелке.
А сейчас представим себя капельками. В руках у них были капельки. Дети рассказывали, где применяется вода и для чего она нужна на планете Земля, показывали и рассматривали на глобусе моря и океаны.
Воспитатель читает стихотворение:
Дождик, дождик
Кап! Да кап!
Ты не капал бы на пап
Ты не капал бы на мам
Приходил бы лучше к нам.
Папам сыро, мамам грязно.
- А почему зимой выпадает снег, а летом дождь? (ответы детей). Послушайте, что бы вам сказало облако по этому поводу.
Облака, облака, пышные, белые.
Расскажите, облака, из чего вас делали.
Может вас, облака, делали из молока?
Отвечали облака: «Никогда не делали нас из молока.
Мы – дождевые, мы – снеговые.
Если летом мы плывём, мы с собой грозу несём.
Если мы плывём зимой, мы пургу несём с собой.
Вот какие мы!
Дети раскрашивают заранее подготовленную воспитателем капельку.
А теперь послушайте историю про капельку и узнаем, почему она стала капелькой.
Жила себе вода в ручейках и реках. Всё на земле да на земле. И вот однажды захотелось ей поближе на солнышко посмотреть. «Попробую стать маленькой-премаленькой, тогда буду легче и допрыгну до солнца» - и превратилась в капельку. Прыгала она, прыгала, а с ней вместе и другие капельки, но ничего у них не получилось.
- Нужно стать ещё меньше – подумали капли и стали совсем незаметными и такими лёгкими, как воздух – вот и взлетели вверх. Столько они увидели сверху, что решили рассказать друг дружке о том, сколько интересного происходит вокруг. Собрались в большую тучку, а, пока болтали – сливались в капли. Стали тяжёлыми и упали на землю дождём. Умыли деревья, траву, цветы. Умыли и рассказали свою историю. Вот почему после дождя вся зелень на земле оживает и тянется к солнцу. Хочет увидеть, как красива наша Земля оттуда, сверху. Дождь – это хорошо.